Типы, функции и классификация моторных масел. Подбор масла для авто | Avtomazuta Перейти к содержимому

Типы, функции и подбор Моторного масла

  1. Функции моторного масла
  2. Типы моторного масла
  3. Классификация моторного масла
  4. Допуски автопроизводителей
  5. Подбор моторного масла
  6. На что обратить внимание
  7. Мифы о моторных маслах

1. Функции моторного масла

На самом деле функция моторного масла состоит не только в том, чтобы смазывать узлы трения в двигателе. Оно выполняет еще несколько неотъемлемых действий, такие как отвод тепла из внутренней части двс, комплект щелочных присадок, который входит в состав моторного масла, призван гасить кислотность продуктов горения топлива, для того чтобы препятствовать коррозии элементов двигателя. Комплект моющих присадок служит для очистки двигателя от серы и сажи, образующихся на стенках цилиндра после сгорания топлива, а также поддержания этих частиц во взвешенном состоянии на протяжении всего интервала работы масла (чтобы они не оседали в двигателе в виде солидола). Влагопоглощающие присадки препятствуют движению свободной влаги в двигателе, преобразовывая ее в эмульсию (белые сопли на масло заливной крышке). Антипенные присадки препятствуют вспениванию моторного масла при больших оборотах, то есть когда вы от кого-нибудь слышите, что у него масло «пену погнало», следовательно, в процессе какой-нибудь химической реакции (че-то долили не понятное скорее всего) выработались антипенные присадки. Также помимо, так называемых, стандартных комплектов присадок, в моторное масло могут быть добавлены различные кондиционеры металла, металлонапылители, органические добавки и т.д., но об этом я расскажу вам немного позже.

2. Типы моторных масел

Моторные масла можно разделить на три основных типа:

  • минеральные
  • полусинтетические
  • синтетические

И вот здесь начинается самое интересное…

-Минеральные масла, из названия понятно, производятся на основе органических соединений с добавление того или иного комплекта присадок, тут производитель решает сам. Главный минус минеральных масел в том, что у них самая маленькая температура вспышки (горения). Это значит то, что в автомобили, конструктив которых предусматривает работу при повышенных температурах заливать такое масло нельзя, велика вероятность того, что оно будет уходить на «угар». Кстати, смею вас огорчить, по моим подсчетам, примерно 50% всех оригинальных масел (я имею ввиду с оригинальными логотипами) являются минеральными.

-Полусинтетические масла можно разделить на несколько типов. Вы наверняка обращали внимание на надписи на канистрах: Part sintetic, Semi-sintetic, Sintetic tehnology. Так вот, если не прибегать к заумным терминам, можно эти надписи охарактеризовать так. Part sintetic содержит 30-40% полисинтетических составляющих. Semi-sintetic в районе 50%/50% и в Sintetic tehnology содержание синтетических компонентов находиться на уровне 70%-90%. Все вот эти «тонкости» у каждого производителя индивидуальны, отчасти по этой причине «поведение» двигателя на том или ином масле у вас разное, расход масла, дымность, посторонние шумы и т.д. Пример оригинальных масел полусинтетической группы:

-Синтетические масла маркируются надписями: Full Sintetic или 100% Sintetic. Если на канистре указано просто Sintetic, тогда это масло можно прировнять к Sintetic tehnology. В чем плюсы синтетических моторных масел? Температура вспышки у таких масел значительно выше чем у полусинтетики, что не мало важно, если у вас современный автомобиль с автоматической КПП и вы стоите в пробке при +40 цельсия… Такое моторное масло, благодаря усиленным комплектам присадок, в пиковых нагрузках устойчивее к разрыву масляной пленки, что приводит к меньшему износу двигателя и продлению его срока работы. Благодаря низкому проценту содержания парафинов данные масла имеют более низкую температуру замерзания и температуру свободной прокачки, по сравнению с нижеперечисленными «конкурентами». То есть если вы живете в северных широтах, настоятельно рекомендую вам останавливать свой выбор только на синтетической группе моторных масел. А в жарких климатических условиях использовать масла с повышенным «плюсовым» индексом вязкости, об этом я расскажу вам не много позже.

3. Классификация моторных масел

Классифицируется масло по четырем международным параметрам:

-SAE (англ. Society of Automotive Engineers SAE) Сообщество автомобильных инженеров. Эта организация классифицирует масла по вязкостным характеристикам, вкратце, температура застывания и температура потери вязкости (разжижения), где 0W, 5W, 10W, 15W, 20W индекс температуры застывания масла, а -20, -30, -40, -50, -60 индекс потери вязкости. При этом хочу заметить, индекс вязкости не в коем случаи не указывает на тип масла. И фактические температуры замерзания и разжижения у минерального масла 5W30 к примеру, и у синтетического будут разительно отличаться. К примеру, если на полусинтетике 10W40 при температуре -22 -25 двигатель вы уже можете не запустить, то на синтетике с такой же вязкостью у вас это не составит особого труда.

-API (Американский институт нефти), классифицирует масла по возможности применения к тому или иному двигателю. Буква S (servise), указывает на то, что это масло может использоваться в бензиновых двигателях, следующая за ней буква указывает класс моторного масла, чем она дальше по латинскому алфавиту, тем выше класс. Буква C (comercial), указывает на то, что это масло может использоваться в дизельных двигателях, следующая за ней буква также указывает класс присадок.

В интернете много таблиц, привязывающих класс по API к годам выпуска автомобилей, считаю их не совсем правильными, т.к. многие производители (особенно китайские) изготавливают по лицензии и комплектуют свежие авто двигателями более старых годов разработки. Поэтому смотрите свое руководство по эксплуатации авто, там будет точно указана рекомендация конкретно для вашего двигателя.

-ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) по своему принципу очень похожа на API, отличается только тем, что на принадлежность к бензиновым двигателям указывает буква «A», к дизельным буква «В», а цифры от 1 до 5 указывают не класс масла, а тип двигателя, требования которого оно удовлетворяет. Буква «С» указывает на класс экологичности. Буква «Е» относится к тяжелой коммерческой технике.

-ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это Международный Комитет по Стандартизации и Сертификации Моторных Масел, созданный в 1992 году Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциацией Производителей Автомобилей (JAMA). Отличительной особенностью этой классификации является то, что она больше указывает на класс энергосбережения. Ставится на масла с «плюсовым» индексом вязкости -20 или -30. Эти масла при малом прогреве теряют вязкость, за счет чего тратится меньше энергии на прокачку густого масла по системе смазки двигателя. Самый высокий класс энергосбережения на сегодня GF-5. Экономия топлива достигается от 3% до 5%. Казалось бы мелочи, но 3% сэкономленного топлива на 8-10тыс. пробега в аккурат  окупают стоимость следующей канистры масла…

4. Допуски автопроизводителей

Не маловажную роль играют допуски завода производителя вашего автомобиля на том масле, которому вы отдали предпочтение. Может кому-нибудь это может показаться формальностью, но моя практика подтверждает то, что наличие допуска на масле уменьшает вероятность неприятных последствий с двигателем после замены моторного масла. Конечно речь идет о маслах, подлинность которых не вызывает сомнения. Требования завода производителя конкретно вашего автомобиля вы можете найти в руководстве по эксплуатации, либо в интернете. Убедительная просьба осуществлять поиск информации не по форумам, а на специализированных сайтах производителей. А, да, кстати, все выше сказанное я не могу отнести к маслам бюджетной группы (до 12$-14$ за канистру). На них, мне кажется, пишут все что может в лесть на этикетку… это лично мое субъективное мнение.

5. Как подобрать моторное масло

Квалифицированный подбор моторного масла, это процесс намного сложнее чем просто заглянуть в руководство, либо в каталог применяемости моторных масел одного из многочисленных производителей. Все дело в том, что каталожные рекомендации применимы только к автомобилям новым, не имеющих большого пробега. В дальнейшем, чем больше у авто пробег, тем дальше мы отступаем от рекомендаций автопроизводителя.
Хочу заметить, я намеренно применил понятие «пробег автомобиля», а ни его возраст. Износ ДВС связан в первую очередь с пробегом и условиями эксплуатации авто. При всем при этом, по практике скажу, нет определенных стандартов километража, при котором двигатель можно считать «поношенным». Все очень индивидуально. Двигателя у «немцев», «американцев» и «японцев» 80-х, 90-х годов, я вас уверяю, реально могли отбегать 1 миллион и более. Чего не могу сказать про ДВС, которыми комплектуются авто с 00-х и по сей день. Конечно все в первую очередь зависит от владельца авто, как он его эксплуатирует, какие комплектующие и расходные материалы применяет, вовремя ли меняет тех жидкости, по каким дорогам ездит, каким топливом заправляется и т.д. Да качество топлива на прямую влияет на ресурс двигателя. Об этом я расскажу чуть позже.

И так, вернемся к параметрам, по которым я подбираю клиенту моторное масло. Разговор всегда я начинаю с вопроса: «каким маслом пользуетесь»? Если человек пользуется одной маркой масла, при этом все показатели в норме (шумы, расход масла, чистота двигателя, холодный пуск, работа на прогретом двс), то я рекомендую и далее пользоваться этой маркой масла, меньше слушать рекомендации «горе мастеров» и «друзей» и отпускаю его «с Богом»! А вот если слышу что-то на подобие: «та черт его знает!» или «та че там только не заливалось!», тогда все конечно сложнее… Первый параметр – это техническое состояние двигателя. Если компрессия в цилиндрах, давление в масляной системе приближено к заводским параметрам, отсутствуют характерные звонкие шумы, указывающие на неисправности в моторе, следовательно, состояние двигателя находится в норме (я не беру во внимание изношенность сальников и прокладок) и в независимости от пробега авто рекомендую вам заливать моторное масло с показателями, рекомендованными автопроизводителем.

Ежели у вас из-за естественного износа низкие показатели давления масла в системе смазки, в таких случаях рекомендую применять масла с повышенным «плюсовым» индексом вязкости. При этом акцентирую ваше внимание на том, что отступать от «минусового» показателя вязкости в сторону его увеличения не обязательно, это может привести к тяжелому запуску двс при отрицательных температурах.

Низкая компрессия в цилиндрах, это не повод отказываться от применения легко текучих масел в двс, т.к. этот показатель никак не связан с давлением в масляной системе. Одно к другому не относиться. У меня обслуживается достаточное количество БМВ, Тойот, Мерседесов 80-х, 90-х годов выпуска которые с компрессией 7,8,9, прекрасно ездят на маслах 5w30, 5w40 и при этом показатели расхода масла не превышают одного литра на 8-10 тыс км. Кстати, дорогие друзья, обратите внимание на то, что 70% всех двигателей, «благодаря» своей конструкции при длительной эксплуатации на повышенных оборотах считают своей необходимостью «хавать» масло вплоть до показателя 1-1.5л на 1 тыс. км. Лидерами я считаю WV с TSI и FSI моторами. Благодаря им «народная тропа ко мне не зарастет»!

Уважаемые читатели, прошу акцентировать ваше внимание, я не рекламирую кого-либо из производителей автомасел и автохимии. Моя цель раскрыть вам те моменты, которые открываются только на протяжении лет работы в сфере розничных продаж автомасел, автохимии и расходных материалов! Выбор торговой марки дело субъективно ваше, как потребителя. Рекламы, я думаю, вам в рунете и так хватает…

Прошу прощения за то, что в статье не могу прописать все тонкости подбора моторных масел, в силу того, что это потянет на маленький том. Я с удовольствием отвечу вам в комментариях либо почте, по каждому конкретному случаю. Все очень индивидуально! Так что пишите, задавайте вопросы!

6. На что стоит обратить внимание про выборе моторного масла

И так, теперь я расскажу, как вам не нарваться на подделку при покупке моторного масла? Сразу оговорюсь, качественную подделку по внешним признакам не определю даже я за столько лет работы. Все потому, что для качественных подделок канистры и этикетки закупаются по чёрным схемам на тех же официальных заводах производителях. Единственный способ - это цвет и запах при наличии образца оригинальной продукции. В остальных же случаях обращайте внимание на ровность закрученной пробки и ровность, без складок и перекосов, наклеенной этикетки. Все потому, что даже при наличии оригинальной упаковки, «подвалы» не могут себе позволить дорогостоящую линию по фасовке продукции и настраивают ее, как правило не квалифицированные сотрудники, а «дядя Вася» из соседнего гаражного кооператива. Так же не маловажный фактор – это задняя этикетка. В основном она двойная. На фирменной продукции она не склеена, а благодаря статическому покрытию просто, как бы «примагничена» друг к другу, за счет этого она очень легко отслаивается не нарушая надписи с внутренней стороны, как правило, это адрес производства и паспорт безопасности. Если же она отдирается вместе с надписью, воздержитесь от покупки такого товара.

Этикетка должна легко отклеиваться

Еще один способ обезопасить себя – это приобретать продукцию в металлической банке. Это сложный и дорогостоящий технологический процесс, потому фарцовщики к нему не прибегают. Но надо помнить, что если масло в металлической банке стоит менее 20$, то при всей ее подлинности, качество самого продукта должно вызвать вопрос. Конечно это в том случае, когда мы говорим за современные авто с высокими требованиями к смазочным материалам. За родные Вазы и Москвичи с Газами я речи не виду.

7. Мифы о моторных маслах

 Также развею несколько мифов бытующих среди нашего населения:

  • Миф 1. Европейские масла лучше отечественных?

Не всегда и не везде. Не путайте масла, произведенные в Европе для Европы и те же масла, только произведенные на европейских заводах для рынка стран СНГ. Это две большие разницы! Да из-за строгого экологического законодательства в Европе, производя масла на удлинённый интервал замены (т.е. более мощные по присадкам с завышенным щелочным числом), заводы производители освобождаются от уплаты целого ряда утилизационных сборов. В масштабах завода это миллиарды, потому им так выгоднее. Но это не как не относится к продукции, которая идет на экспорт в СНГ. Так что давайте отбросим иллюзии и будем реалистами. Да, естественная конкуренция подталкивает их к улучшению качества, но не на столько, на сколько нам хотелось бы…

  •  Миф 2. Моторные масла с дополнительными присадками лучше стандартных?

Речь идет о молибдене, молигене, металокерамике, и т.д. Однозначно все автопроизводители не рекомендуют заливать такие масла в новые либо с малым пробегом двигателя. Поэтому на многих таких маслах вы не встретите допуски своего автопроизводителя. Если говорить о «видавших жизнь» моторах, то все очень индивидуально. Прежде чем применять такие масла, внимательно изучите свойства той или иной добавки. К примеру скажу по опыту, молибден в моторном масле ускоряет выход из строя гидрокомпенсаторов. Т.е его применение возможно только в двигателях с механической регулировкой клапанов. Также после использования молибденовых масел вы вдруг решите залить масло с керамической добавкой, уверяю вас до капитального ремонта двигателя времени у вас останется не много. Это все моменты которые изучаешь только с годами работы.

  •  Миф 3. Промывочное масло вредно для двигателя?

На самом деле вред от качественного промывочного масла очень незначителен. Основная его функция - это очистить двигатель от углеродистых отложений на стенках масляной системы, и в отличии от пятиминуток, держать их во взвешенном состоянии, чтобы при его сливе с двигателя, как можно меньше этой гадости осталось в двс. Т.к промывочное масло это – базовое масло с комплектом моющих присадок, его мизерные остатки в двигателе в последующем без проблем спешиваются со свежим моторным маслом не оказывая никакого влияния на него. Также, дорогие друзья, прошу для себя отметить, «промывочная жидкость» - это не промывочное масло. В его составе вместо моющих присадок используется керосин, а это плохо. Вместо смазки узлов трения в процессе мойки двигателя, керосин наоборот смывает масляную пленку, ускоряя процесс износа двигателя.

  • Миф 4. Промывочное масло можно использовать несколько раз? Не в коем случае! Его функции сохраняются один раз.
  • Миф 5. После перехода с синтетических масел на полусинтетические или наоборот, нужно промывать двигатель?

Нет! Это не верно. Ранее я объяснял, функция промывочного масла – это удаление углеродистых отложений со стенок масляной системы… а не как ни остатков отработки в вашем двигателе.

            Многое еще я вам не успел рассказать. По этому, буду печатать и добавлять статьи на различные темы, которые будут больше всего вас интересовать.

            Дорогие друзья! Если данная статья была вам полезна, оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на новые статьи, задавайте вопросы. Буду рад вам помочь!

В комментариях прошу проявлять сдержанность и уважение к другим пользователям! Откровенно непристойные комментарии будут за банены. СПАСИБО!